Обоюдоострый Хэнлон
Nov. 24th, 2017 07:07 amМногие знают о существовании бритвы Хэнлона (иногда приписываемой Хайнлайну):
Never attribute to malice that which is adequately explained by stupidity.
То бишь - не стоит приписывать злому умыслу то, что вполне можно объяснить обычной глупостью. И мне кажется это глубоко правильно. Человеческая глупость вообще - великая сила!
Бритва Хэнлона, как и её сестра Бритва Оккама очень помогает чуть меньше париться по жизни, чуть спокойнее оценивать окружающую действительность, и принимать чуть более адекватные решения.
Однако, мне кажется что у Бритвы Хэнлона (как и у Правила Парето) есть оборотная сторона, которую бы я сформулировал так:
Не стоит объявлять благодетелью то, что может быть объяснено обычным невежеством.
Да, это конечно махровый пессимизм, но надо же быть честными - многое из удачно складывающегося получается либо случайно, либо из-за чьей-то глупости. А иногда - даже из-за чужого недоброго умысла, и на эту тему у меня есть история:
Баптисты и Бутлегеры
Само выражение "Bootleggers and Baptists" придумал экономист Брюс Яндл для демострации того, как в одной лодке часто оказываются и идейные запретители, так и борцы с запрещаемым, имеющие с запрещения определённый дивиденд.
В истории Америки всегда удивительным образом соседствовали жутчайший пуританизм и демократическая вольница. В винокуренной области это выливалось в постоянную борьбу религиозных и светских активистов с пьянством как явлением и алкоголем вообще. Особенно сражались за введение сухого закона радикальные протестанты, требовавшие ограничивать продажу алкоголя вообще и запретить такую торговлю по воскресеньям. И внезапно эти борцы за нравственные скрепы нашли себе союзников среди гангстеров-бутлегеров, сверхприбыли которых напрямую зависели от суровости ограничений на легальную алко-торговлю. В результате баптисты-моралисты при финансовой поддержке криминала сделали очень большой вклад в становление сухого закона, который разумеется ничем хорошим не кончился...

Мораль этой истории в том что объединение моралофагов с дельцами приводит к принятию решений, не отвечающей интересам большинства социума. И расхлёбывать последствия приходится уже всем сообща.
Вооружившись этим знанием, сложно развидеть призраки Баптистов и Бутлегеров почти в любой американской политической активности, будь то война с наркотиками, свободная торговля и NAFTA, продуктовые и экологические законы и т.д.