recoder: (Default)
[personal profile] recoder

Мама, мы все тяжело больны...
Мама, я знаю, мы все сошли с ума...
— Виктор Цой, Кино
Прочёл ещё одну любопытнейшую книгу "Человек, который принял жену за шляпу" нейропсихолога Оливера Сакса. Эта книга - сборник глав, посвящённых реальным историям болезни самых разных проявлений отклонений в психике. Вообще, её можно читать и просто так, для развлечения, типа сходить поприкалываться на фрик-шоу. Или, насмотревшись Доктора Хауса, читать и удивляться тому что в реальной жизни встречается многое из того "что и не снилось нашим мудрецам".

А можно вникать глубже, тщательно вчитываться в комментарии самого автора и удивляться его сложному синтезу самых разных аспектов неврологии, психиатрии, социологии и даже философии, который он применяет в своей работе с пациентами. Можно поражаться тому, насколько хрупким и эфемерным являются такие казалось бы простые и очевидные понятия как "радость", "ужас", "счастье", "любовь" и т.д. Начинаешь понимать, что и каждый обычный человек видит эти конструкции немного со своей стороны, а чего уж говорить об искажённом разуме, утратившем какую-то важную часть. Можно увидеть, насколько призрачна грань, отделяющая нормального человека от ментально больного.

Приведу пяток поучительных историй из книги. Собственно, человек спутавший жену со шляпой из заглавия книги - серьёзный человек, профессор музыки и преподаватель консерватории, постепенно утративший способность к комплексному восприятию. Он видел и замечал вокруг себя множество деталей, но не мог сопоставить их абстрактному образу, и поэтому не могу узнать весь предмет целиком, будь то жена или просто перчатка. Платоновский мир идеальных образов внезапно проявился соврешенно чётко, пропав из сознания профессора. И тем удивительнее, что профессор находил способы жить в таком мире, в том числе продолжая преподавать в консерватории. Компенсационные запасы человеческого мозга просто огромны.

Отдельный любопытный аспект - описание коллекции картин кисти самого профессора. Оказалось, что по мере усугубления недуга стиль его письма постепенно менялся от классического реализма к абстракционизму и элементам кубизма. Вот тебе и гении-абстракционисты...

Другая жутковатая история - о моряке, долгосрочная память которого остановилась в 20 лет, а кратковременная не простиралась дальше нескольких минут. Удивительный "вечно молодой" дядька. Сложно представить весь его ужас, когда ему показали своё отражение в зеркале: вместо двадцатилетнего парня - седой почти что старик. Впрочем, отсутствие кратковременной памяти его и спасало...

Ещё одна, несколько курьёзная история - о 60-летней тётушке, у которой вдруг пропало понятие "лево". Это сложно понять, но для неё не существовало ничего левого, оно ей представлялось как непонятное другое измерение. У неё не было левой половины тела или левой половины тарелки - она их просто не замечала. Удивительно, но она сама сделал открытие, что обычно лево - это всего лишь несколько "право" подряд, и это помогало ей в жизни.

Поучительна история про больных афатиков, слушавших речь президента по телевизору. Из-за их особенностей восприятия они не принимали напускной патетики выступающего, а вместо этого слышали что он говорит и чувствовали как он это говорит, и для них ложь президента была очевидна и смешна. Вот так, и кто после этого больше сумасшедший?

Ещё одна грустноватая история - о пожилой ирландке, у которой из-за эпилептических процессов в могзу внезапно начала прямо в голове играть народная музыка из её детства. И под эту музыку у неё вдруг начали всплывать далёкие детские воспоминания о счастливой беззаботной жизни, она практически заново переживала своё напрочь забытое детство. Лечиться тётушка отказалась, потому что была более счастлива такой, но через некоторое время музыка стала утихать и пропала совсем. И тем не менее тётушка была благодарна судьбе за эту болезнь, подарившей ей недостающие части воспоминаний и вернувшей ей внетреннюю целостность. Это всё к вопросу о том, нужно ли лечить счастье.

Вообще, много пишется об эпилептиках и их ощущениях. Вот скажем, что говорил Достоевский Вы все, здоровые люди, и не подозреваете, что такое счастье, то счастье, которое испытываем мы, эпилептики, за секунду перед припадком. […] Не знаю, длится ли это блаженство секунды, или часы, или месяцы, но, верьте слову, все радости, которые может дать жизнь, не взял бы я за него! Эпилептические ощущения так бывают похожи на религиозный экстаз, что закрадываются подозрения... И автор берёт рукописи монахини Хильдегарды Бингенской, где она описывает свои божественные видения, и проводит прямые аналогии с традиционными теперь видами пред-эпилептической ауры. Сделать выводы остаётся в качестве домашнего задания.

Там есть ещё множество удивительных историй. Про молодого человека, который обрёл собачье восприятие мира - цветами и запахами. Про больного тиком мужчину, который решил жить двумя параллельными жизнями: в рабочие дни - тихим работником под галоперидолом, а по выходным - остроумным и не предсказуемым самим собой. Про человека без памяти, который ежеминутно придумывал себе новое прошлое. И много-много другого не менее интересного.

Начитавшись такого, поневоле начинаешь чуть-чуть по-другому смотреть на общество, на людей и в конечном счёте на самого себя.

» buzz books

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2024

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425 262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 4th, 2026 05:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios